Четверг, 16.05.2024, 12:15
Приветствую Вас Гость | RSS | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Спартак » История |
Спартаковские фаны Московский “Спартак” любят и ненавидят, превозносят до небес и язвят по поводу того, как “игроки народной команды разыгрывают коронные стеночки”, “плетут кружева атак” и что “состояние поля как всегда помешало спартаковцам в охотку повозиться с мячом”. Мы, журналисты, не имеем права официально заявлять о своих клубных пристрастиях. Оперируя фактами, мы должны приходить к выводам, прямо или косвенно из них вытекающим. Это означает, что не признавать “Спартак” сильнейшим и самым прославленным клубом России по меньшей мере неразумно. Своей игрой спартаковцы давно заслужили если и не преклонение, то уважение к себе со стороны многомиллионной армии отечественных любителей спорта. Да, “Спартак” любят и поддерживают как на бескрайних просторах России, так и за рубежом. Только кто? И как? Вопросов два, а ответов на них может быть бесконечное множество. Разобраться в таком пестром и неординарном явлении, как движение спартаковских фанов, нам помогут два человека - ОЛЕГ и ИГОРЬ. Мы не будем упоминать их фамилий, ибо они хорошо известны широкому кругу фанатов (и не только спартаковских). Скажем лишь, что Олег представляет поколение 80-х годов, а Игорь - 90-х... Исторически сложилось так, что первым отечественным фан-движением стало спартаковское. А раз так, то, вспоминая историю, мы время от времени будем употреблять это значимое слово - “первый”. Да не обидятся на нас поклонники других команд, но истина дороже: когда они еще не совсем четко представляли себе, что такое “шиза” и “выезд”, сначала в Москве, а затем и за ее пределами вовсю раздавалось: “В Союзе нет еще пока команды лучше “Спартака”!” Первые фанаты Нередко приходится читать в прессе, что с того или иного фаната кто-то снял “номерную розетку” и что был украден, потерян или изорван транспарант банды. Интересно, а что думают по этому поводу лидеры спартаковского фан-движения? ИГОРЬ: Номерная розетка - это откровенный вымысел. Я, как человек, принимавший участие в выпуске наших шарфов, не припомню никаких номеров, проставленных на них. Конечно, кто-то может нумеровать свой шарф, если ему это нравится (у одной молодежной динамовской группировки есть такие шарфы), но мы не видим в этом смысла. Принадлежность к группировке не определяется какой-то единственной в своем роде розой. Да и вообще, символика необходима на первом этапе развития фан-бригады, когда срочно надо о себе заявить. Потом это уже становится вторичным элементом: ведь фанат должен ощущать себя таковым внутренне, а не внешне. Кстати, сейчас у нас существует тенденция ходить на матчи без “цветов”. Это особенно важно, когда ты находишься в толпе. Эффективность фанатизма не зависит от огромных “баннеров” или несметного количества розеток. Конечно, наши оппоненты из цээсковского лагеря поражают воображение обилием цветов. Но мы и они сталкиваемся с разными проблемами: “армейцам” надо набрать людей, так как их попросту меньше, а мы же в свою очередь пытаемся отсечь лишних, балласт, тех, кто пришел к нам на волне моды и не готов отстаивать спартаковские идеалы. ОЛЕГ: Подростки, посещая матчи с участием “Спартака”, видели что-то новое, доселе неизвестное. Я как-то задал вопрос одному из своих друзей: “Как ты вообще пришел в движение?”. А он отвечает: “Я пришел посмотреть на “Спартак”, вдруг слышу, с трибуны “С” (стадион “Лужники” - Прим. ред.) люди в красно-белом кричат: “Спартак”! Все сюда!”. Ну, я к ним и побежал”. Я думаю, что это не единственный подобный случай того, как народ вливался в ряды поклонников клуба. С каждым разом людей приходило все больше и больше. Всем становилось интересно общаться, люди знакомились друг с другом, встречались и до матча, и после него. Фанаты ЦСКА с большим трудом могут выдавить из себя какую-то новую песню. Я не понимаю, почему у них с этим проблемы возникают. Наверняка среди болельщиков ЦСКА есть умные люди. Но они до сих пор переделывают наши хиты на свой лад. Честно говоря, меня немного коробит, когда я слышу свои мелодии в исполнении фанатов ЦСКА, на которые наложен новый текст антиспартаковского содержания. Хотелось бы обратиться к поклонникам других команд с просьбой, чтобы они сами придумывали свои гимны. Нехорошо воровать, господа! Правда, сейчас и у “красно-белых наметился некий кризис жанра: вот уже на протяжении двух сезонов у нас нет новых хитов. Это, мягко говоря, разочаровывает. Что же получается: если кто-то прекращает что-то придумывать, то процесс останавливается? Может быть, молодежь, которая приходит в спартаковский фанатизм, и тормозит его развитие? Может быть, она не может исполнять наши песни так, как это делало старое поколение? Вероятно, новички не обладают ни опытом, ни знаниями, ни даже элементарным слухом. ОЛЕГ: Наша идейная концепция - это полная гегемония в Москве, отпор неприятелю на всех выездах, провозглашение “Спартака” единственным и неповторимым клубом России. “Спартак” - чемпион, и этим все сказано. Если вдруг “Спартак” окажется, не дай Бог, где-то в середине турнирной таблицы, то мы будем страшно недовольны таким положением вещей и будем требовать немедленного возврата временно утерянных позиций. Но больше всего на свете мы хотели бы, чтобы “Спартак” завоевал один из европейских кубков. Это программа-максимум. Мы делаем все возможное для того, чтобы болельщики и клуб шли по жизни рука об руку и не были безразличны по отношению друг к другу. Команда и фанаты - это два кольца на свадебной автомашине. К сожалению, только недавно это понял сам клуб. ИГОРЬ: В последнее время наиболее активные фанаты придерживаются концепции HARD CORE. HARD CORE - это люди, склонные к околофутбольному насилию, и, в случае возникновения каких-либо беспорядков, они будут принимать в них самое активное участие; при этом они понимают, что от их действий не должны страдать простые любители футбола. Одним словом, банда воюет только с бандой. Или с представителями властей. Я прямо могу сказать, что наша идеология - национализм, агрессивное отстаивание интересов России, отсюда и огромное желание оказаться когда-нибудь в Европе и схлестнуться с кем-нибудь в НАТОвской стране. Нам пришлось стартовать с нуля. В 1994 году была организована группировка “FLINT’S CREW”. 2 марта того же года состоялась презентация нашего транспаранта на матче с “Барселоной”. Затем появилась группировка “MAD BUTCHERS”, ее образовали экс-”флинты”, живущие на юго-западе Москвы. Через некоторое время нас покинули еще несколько парней, создавших группировку “GLADIATORS”. И я сразу хочу заметить, что многочисленность бригад - не есть раздробленность, о чем так любят повторять наши оппоненты. Мы выступаем единым фронтом, когда это необходимо. И не имеет смысла создавать группировки численностью в сотни человек: они неминуемо будут раскалываться. У “FLINT’S CREW” есть дочерняя группировка, называющаяся “YOUNG CREW”. В ней состоит молодежь, разделяющая взгляды и основополагающие концепции старших товарищей. Есть еще очень молодая, и в то же время боевая группировка "CWO" (“Механический апельсин”). Кстати, в спартаковском фан-движении не существует и никогда не существовало группировки “ULTRAS HOOLIGANS”. Само это название не выдерживает критики, ибо “ультрас” и хулиганы - разные формы одного слова. Заявляю, что информация об “ультрас-хулиганах”, появившаяся в некоторых СМИ, является ошибочной. ОЛЕГ: В мае 1991 года я выпустил первый спартаковский фанзин, Батумский - на два месяца раньше. Идея создания фанзина назрела давно. Я представлял себе фанатский журнал как продолжение статей, написанных мною в предматчевых программках клуба. Тираж первого номера “ULTRA NEWS” (так это называлось) составил где-то 25-30 экземпляров. Затем один из наших фанатов - Сироп - решил продолжить эту традицию и к букве “а” добавил букву “s”. Так издание стало называться “ULTRAS NEWS”. С весны 1995-го вышло уже шесть номеров обновленного журнала. ИГОРЬ: Ну а “Третий тайм” - это разовый проект. В один прекрасный момент нашлись люди, которые дали под это предприятие деньги. А потом разразился кризис... Кстати, не надо путать фанзин “ULTRAS NEWS” и сайт Олега Максимова в Интернете, который называется по имени первого спартаковского печатного издания. Остается добавить, что болельщики “Спартака” чаще всего общаются все в том же Интернете на страницах “Гостевой книги Виталия Васина и Дмитрия Шацкого”. ОЛЕГ: Собственно соперничество фанатов трех прославленных московских клубов уходит корнями в прошлое: с послевоенных чемпионатов ЦСКА (ЦДКА), “Динамо” и “Спартак” постоянно конкурировали друг с другом. Именно эти три спортивных общества изначально имели самые многочисленные лагери болельщиков. Общеизвестно, что в ту эпоху, по вполне объективным причинам, наибольшей любовью, если не сказать - преклонением, советского болельщика пользовались ЦДКА и “Динамо”. Интерес к “Спартаку” стал возрождаться где-то с середины 50-х, когда команда заиграла в футбол высокой пробы. Обидные прозвища (“мясо” или “свиньи”, “кони”, “мусора”) появились с целью показать крайне негативное отношение к тому или иному клубу и, будем откровенны, чтобы оскорбить и унизить своего оппонента из другого лагеря. Армейцы ассоциировались с Первой конной армией Буденного, динамовцы - с милицией, а спартаковцы - с "Промкооперацией" (советским торговым ведомством довоенной эпохи). ОЛЕГ: 1980 год. Одновременно в Москве проходят два матча - футбольный и хоккейный. В первом встречаются “Спартак” и “Кайрат”, а во втором ЦСКА и “Химик”. Оба мероприятия проходят в “Лужниках”. “Спартак” играет вничью 0:0, народ выходит со стадиона в дурном расположении духа. В самых буйных головах возникает мысль погнать прочь болельщиков ЦСКА, и несколько тысяч “спартачей” окружают МСА. Что было дальше, сказать трудно. По крайней мере известно, что фанаты ЦСКА насчитывали в своих рядах несколько десятков человек и, по слухам, они очень серьезно пострадали от огромной толпы “красно-белых”. Весьма примечателен тот факт, что некоторое время спустя милиция стала хватать всех, кто имел при себе спартаковскую атрибутику. Надо отдать армейским фанатам должное: уже в 1981 году они собрали очень серьезную банду. В “Лужники” на матч “Спартак” - ЦСКА пришли приблизительно 150 человек в красно-синих цветах. Они разместились на трибуне “D”, мы сели на трибуну “B”. Наша трибуна вмещала где-то 25 тысяч зрителей, и на ней всегда присутствовали 15-20 тысяч “красно-белых” (фотографии того времени это подтверждают). Дерби завершилось победой “Спартака” со счетом 3:1. После матча “армейцам” пришлось очень тяжко, особенно в метро. Они с ужасом вспоминают эту первую схватку, в которой потерпели полное поражение. Бегство напоминало кадры из фильма “WARRIORS”, и много лет спустя их фану Батумскому очень понравилась эта картина. Так он нашел название для своей банды. Тогда они, конечно, не могли на равных соперничать с нами: их было очень мало. К тому же наше движение существовало уже десять лет, а болельщики ЦСКА только появились. Правда, в том же году наши враги стали организовывать акции и участвовать в них. Они принялись отлавливать нас в метро. Я сам раза два попадал в районе станции “Каширская”, что называется, “под раздачу”. Это и неудивительно, ведь в этом настоящем вражеском гнезде у них собиралась мощная банда (50-100 человек). Я вспоминаю матч ЦСКА - “Динамо” 1981 года, на котором присутствовало вдвое больше “динамиков”, чем “армейцев”. Я смотрел его по телевизору и помню, как одна трибуна орала: “Кони!”, а другая: “Мусор!”. В начале 80-х фанаты обоих клубов нередко схлестывались друг с другом. Был случай, когда “красно-синие” “завалили” “динамиков” только за то, что те пришли на их матч. Смешно говорить о том, что их всегда связывала дружба и что она, эта дружба, корнями уходит в прошлое. “Динамики” объединились с “воинами” потому, что им всем надоела наша гегемония; они не могут ничего сделать со спартаковскими болельщиками по причине своего меньшинства. О фанатах “Зенита” могу сказать следующее: какое-то время мы их немного погоняли по Москве, а затем оставили в покое. В 1980 году после еврокубкового матча между “Спартаком” и “Женесс Эш” из Люксембурга, в котором наши победили 5:1, милиционеры сцепились с фанатами, в результате чего пострадало очень много ни в чем не повинных людей. Следующей игрой по календарю была встреча между “Спартаком” и “Зенитом” (тоже в Москве). Она получила название “Матч против террора”. Московские фанаты пришли на стадион с пластырями, опоясывавшими тело крест-накрест. Это было напоминание о том, как зверски с нами обошлись органы правопорядка. Ну а матч закончился вничью - 1:1. Я точно не знаю, трогал ли кто-то тогда нескольких болельщиков “Зенита”, прибывших на стадион, но в конечном итоге на них перестали здесь наезжать. А они, в свою очередь, не лезли к нам в Питере. На некоторое время воцарился мир. Сейчас в это трудно поверить, но в 1981 году на игру ЦСКА - “Зенит” пришло несколько сотен “спартачей” с тем, чтобы поддержать питерцев. Тогда существовала такая мода: отправиться на домашний матч ЦСКА или “Динамо” и не дать их фанатам нормально “болеть”. Часто случалось так, что расслабленные оппоненты выходили со стадиона, шли к метро, где их уже поджидали конкретные ребята в телогрейках и кирзовых сапогах с дубьем в руках. ИГОРЬ: Кстати, о болельщиках “Зенита”. Вы знаете, с кого представители “Невского фронта” снимают шарфы? С детей школьного возраста... С настоящего “флинта” снять шарф невозможно, потому что он его попросту не носит. А “зенитчики” этим постоянно кичатся, но ведь это достижения, достойные малолетних болельщиков. Вы посмотрите, что по поводу наших с “НФ” взаимоотношений пишет питерская пресса. Это же яркое проявление местечкового патриотизма - они сами выступают за войну. Если, правда, быть до конца откровенным, то войну с Питером развязали мы. В конце апреля 1997 года “Спартак” играл там матч чемпионата, а через пять дней “Зенит” прибыл в Москву на матч Кубка. Вот с этими двумя играми и связаны первые стычки с “зенитосами”. Мы уважаем своих врагов из “RED-BLUE WARRIORS”, они - достойные противники. “BWD” постепенно превращается в торговую марку, а вот “зенитчиков” мы не то, что не уважаем - мы их презираем. Они долгое время утверждали, что придерживаются нейтралитета, и их не интересуют разборки между фанатами ЦСКА и “Спартака”. На самом же деле, тайно или явно, они поддерживали “красно-синих”, а некоторые “гости из Питера” были замечены во время наших с “воинами” драк на Арбате. Для них “Спартак” - олицетворение Москвы, Москву они ненавидят, что, впрочем, не мешает им вести свои дела с нашими главными врагами... ОЛЕГ: В 1985-1986 годах в отношениях между фанатами ЦСКА и “Спартака” возник нейтралитет. Он был связан с тем, что наш фан Рифат хотел создать общий клуб болельщиков всех команд, причем подразумевалось, что в этот клуб смогут войти и представители других молодежных течений (металлисты, рокеры и так далее). Бредовая, надо сказать, идея. На протяжении ряда лет за пределами стадионов не происходило массовых потасовок с участием поклонников ЦСКА, “Спартака” и “Динамо”. Если мелкие драки и возникали, то только на трибуне, когда по ходу матча чисто футбольные страсти били через край. Этот нейтралитет пошел во вред спартаковским болельщикам. Мы как-то успокоились, что дало возможность фанам ЦСКА встать на ноги и укрепить свои ряды. Сегодня молодое поколение часто обвиняет “стариков” в том, что те ровным счетом ничего не предпринимают для того, чтобы противостоять “воинам”. Возможно, именно перемирие середины 80-х сказалось на этом... ИГОРЬ: В 1994-1995 годах нам было тяжело соперничать с фанатами ЦСКА, потому что они легче всех остальных перенесли кризис отечественного фан-движения начала 90-х. В их рядах было очень много достойных людей не юного возраста, а мы вынуждены были догонять хорошо организованных “воинов”. Тем не менее в последнее время мы выровняли положение, и сейчас маятник качнулся в правильную сторону... ОЛЕГ: В течение пяти лет наше движение росло и крепло. Кто-то уходил, кого-то забирали в армию, на их место приходили новые люди. Тогда было не так просто взять и куда-то поехать. Давайте вспомним, что это было за время. Милиция тогда проявляла большой интерес к подрастающему поколению. У меня есть сведения и о внимании к нам со стороны КГБ. Во время инструктажа разного рода народных дружин, дежуривших на стадионе, прямо говорилось о том, что не исключена вероятность того, что группы болельщиков “Спартака” финансируются ЦРУ. Сейчас все это кажется смешным и нелепым, а тогда происходило на полном серьезе. На каждом матче мы подвергались третированию и преследованию: шаг вправо, шаг влево - выходи со стадиона. Часто нас выпроваживали целыми рядами за скандирование речевок или размахивание флагами. Меня лично однажды вывели со стадиона за то, что я носил спартаковский значок, тот самый, что продавался в ГУМе и стоил 15 копеек. Вот такие времена были... Первый выезд состоялся в 1977 году. Фанат Сергей Люберецкий имел связи в одном из автобусных парков. Он нашел автобус, в котором разместились 40 человек с полным комплектом атрибутики. Спартаковская братия, человек 200, пришла на Ждановскую провожать этих счастливцев в Минск. Вторым нашим “выездным” городом стал Питер. Это, кстати, случилось в том же году. В следующем были Кишинев, Донецк и снова Питер. В 1978 году произошли первые серьезные столкновения с питерской “гопотой”, когда наших ребят в количестве 100 человек просто закидали кирпичами. Это был настоящий шквал, но мы использовали древки флагов в качестве оружия и все-таки выстояли. Появление спартаковских болельщиков в Питере не приветствовалось, и никто не понимал, с какой целью они туда приехали. В Питере мало что изменилось с того времени. Недавно были там, и нас просто поразила провинциальность фанатского движения северной столицы. Да, у них очень много красочно оформленных розеток, больших знамен. Но дело в том, что они плохо понимают, кто такие football casuals, не знают историю фанатизма вообще и историю отношений между “Спартаком” и “Зенитом” в частности. После 1981 года в течение нескольких лет спартаковские фаны поддерживали добрососедские отношения с Киевом. Но в 1986-м начались трения, особенно ярко это проявилось во время матча полуфинала Кубка СССР “Спартак” - “Динамо”. По признанию лидеров спартаковского фан-движения, они первыми начали войну с болельщиками из столицы советской тогда Украины. Команду Лобановского в середине 80-х называли “машиной XXI века”. Именно киевское “Динамо” было главным соперником “Спартака” во всех последних чемпионатах Союза, что, естественно, не могло нравиться радикалам. ОЛЕГ: В ходе “киевского сезона”-86 мы довольно-таки жестко встретили киевлян здесь, они, в свою очередь, ответили нам известным махачом 1987 года. Нас в Киеве было около 250 человек. Стычки возникали одна за другой: на матче дубля, до встречи основных составов, в ходе нее и во время перерыва. После матча по пути на вокзал в наших автобусах были выбиты все стекла... Закончилось дракой на вокзале с превосходящими по численности силами соперника... Спартаковские фанаты конфликтовали не только с представителями Украины, но и с прибалтийскими “ультрас”. ОЛЕГ: В нашем представлении все прибалты, которых мы называем “лабусами”, ассоциируются с немцами. Прибалты казались нам врагами, но исходило это чувство от их отношения к нам. На один из выездов в Вильнюс нас собралось всего 25 человек. Мы оттуда еле ноги унесли - благодаря тому, что матч заканчивался в 21.00, а поезд Рига - Киев уходил с местного вокзала где-то в 21.20. Мы дружно все запихнулись в поезд за несколько секунд до его отхода. Уезжали в тот момент, когда эта зелено-белая масса со всех сторон хлынула на перрон. Но они опоздали... Вообще 1987 год оказался богатым на разного рода акции или просто драки. Сначала фанаты “Спартака” схлестнулись с местным населением в Риге, после того как кто-то из наших серьезно поспорил с таксистом, затем был Вильнюс, после - Киев. В Москву приезжали какие-то группы скаутов из Литвы, их тут разгоняли потихоньку. Один наш человек рассказывает совершенно потрясающую историю, которая имеет непосредственное отношение к вояжу фанатов “Спартака” в Прибалтику. В Вильнюсе он разбил стеклянную витрину на автобусной остановке, его привели в милицию в первой половине дня. И вот он у них сидит взаперти, но слышит, как по рации сообщают дежурному по отделению, что происходит драка возле реки Вильня, чуть позже - возле какого-то моста, затем - у какого-то кафе, вокзала, стадиона... Поступает информация о задержании двух человек, трех, десятерых... Мне кажется, это просто готовый сюжет для фильма... Кстати, темы для кино можно найти не только благодаря вояжам “красно-белых” по территории бывшей империи. Пришло время, когда они отправились за рубеж. ОЛЕГ: Первый евровыезд - 1988 год, Бухарест, матч Кубка чемпионов с местной “Стяуа”. Я вместе со своим коллегой Николаем этот выезд и организовал, на нем были 25 человек. В следующий раз 144 фаната отправились в Прагу, а вот в Неаполе оказались где-то человек 20-25. Естественно, в Чехословакии не обошлось без драк. События получили огромный резонанс в Европе. Кстати надо заметить, что старое поколение спартаковских фанатов придерживалось определенной “идеологии выезда”: “спартачи” никогда первыми не начинали махаться с местными жителями, будь то фанаты или просто случайные прохожие. О нынешней молодежи такого и не скажешь. Мы могли пришпорить наших врагов в Москве, Москва - наш город. Именно мы являемся первыми фанатами столицы, и наш клуб прославляет ее год от года. ИГОРЬ: Вот такая, кстати, интересная деталь. Двум нашим товарищам запрещен въезд в Германию и Польшу на 10 лет; двадцать человек депортированы из Кошице, где несколько раз фанаты местного клуба были обращены в бегство, был изуродован один трамвай. Подоспевшие полицейские жестоко избили приезжих ультрас. Откровенный наш враг в Европе - ультрас пражской “Спарты”. В 1990 году у нас был выезд в Прагу, когда там бушевала волна антисоветизма и антирусских настроений. Если жребий еще когда-нибудь сведет наши команды в одном из еврокубков, мы об этом, несомненно, вспомним. ИГОРЬ: 4 октября 1997 года состоялся наш полуторатысячный выезд в мрачный ОМОНовск-сити, как мы называем Нижний Новгород. Во время кровавой схватки между ОМОНом и фанатами в гуще событий оказался Олег Иванович Романцев и лично лицезрел беспредел “служителей правопорядка”. Клуб даже обратился в прокуратуру по поводу избиения спартаковских болельщиков в Нижнем Новгороде. Но это, скорее всего, было проявлением популизма, ибо уголовное дело повисло в воздухе, а в поведении милиции на стадионах ничего не изменилось. Про отношение Олега Ивановича к фанатам лучше всего спросить у него. Насколько мы сами можем судить, он держится прохладно. До начала этого года между нами и клубом вообще не было никаких отношений. Но, похоже, поведение болельщиков “достало” руководство команды, ведь в прошлом году “Спартак” был оштрафован на общую сумму около 100 тысяч долларов. Деньги немалые. Поэтому сейчас между нами стали налаживаться какие-то контакты, особенно активное участие со стороны клуба принимает в этом генеральный директор Юрий Заварзин. ОЛЕГ: Но есть в этом не только финансовая подоплека. “Спартак” хочет войти в элиту европейского футбола. Ему необходим официально зарегистрированный клуб болельщиков с как можно большим количеством членов. Ведь подобная структура предусмотрена в любом солидном клубе Западной Европы... | |
Категория: История | Добавил: PatrioT (17.07.2007) | |
Просмотров: 491 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |